Лариса Побережнюк, Роман Кобец: Международный коммерческий арбитраж сквозь призму судебной реформы в Украине. Каких изменений ждать?

Уровень арбитрабельности государства, то есть привлекательность для разрешения споров в рамках международного коммерческого арбитража, является весомой составляющей инвестиционной привлекательности государства.

В частности, законодательство и судебная практика по вопросам деятельности арбитража входит в критерии оценки инвестиционного климата государства по авторитетному глобальному рейтингу «Doing Business» (Всемирный Банк), который считают одним из ключевых индикаторов бизнес-среды.

При оценке обеспечения выполнения контрактов осуществляется анализ качества судопроизводства, одним из индексов которого являются альтернативные способы разрешения споров, то есть, в том числе, и деятельность арбитража.

На сегодня мы имеем позитивные тенденции относительно позиции Украины в оценке бизнес регулирования, в частности в новом рейтинге Doing Business-2017 Украина поднялась с 83-й на 80-ю ступеньки (из 190 стран).

Вместе с тем уровень законодательства и судебной практики по вопросам деятельности арбитража еще далек от общеевропейского.

Закономерно, что глобальная судебная реформа, которая сегодня проводится в нашем государстве, имеет целью, в том числе, качественное обновление законодательства, регулирующего деятельность арбитража.

Ключевые изменения предложены в редакции проекта закона №6232 о внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты.

Арбитрабельность споров

Закономерно, что неарбитрабельными, то есть такими, которые не могут быть переданы на рассмотрение коммерческого арбитража, являются споры с публично-правовым элементом, а также дела о банкротстве.

К таким спорам относятся споры о признании недействительными актов, споры о государственной регистрации или учете прав на недвижимое имущество, прав интеллектуальной собственности, прав на ценные бумаги и тому подобное.

Законопроект предлагает изменения в вопросе арбитрабельности споров, возникающих из корпоративных отношений, в том числе споров между участниками юридического лица или между юридическим лицом и его участником, связанные с созданием, деятельностью, управлением или прекращением деятельности такого юридического лица.

Сейчас в Украине такие споры неарбитрабельны.

Указанная норма всегда остро критиковалась среди юридического сообщества, поскольку корпоративные споры не предусматривают наличие публично-правового элемента, а потому ограничение возможности их рассмотрения в арбитражном суде необосновано.

Более того, в странах ЕС и США исключительная подсудность для корпоративных отношений не предусмотрена.

Проект Хозяйственного процессуального кодекса предусматривает определенный компромисс по данному вопросу.

Так, корпоративные споры по общему правилу будут неарбитрабельными. Вместе с тем корпоративные споры, возникающие из договора, могут быть переданы на разрешение международного коммерческого арбитража на основании арбитражного соглашения, заключенного между юридическим лицом и всеми его участниками.

То есть сами участники по их взаимному согласию смогут передать разрешение корпоративных споров на рассмотрение коммерческого арбитража.

Безусловно, указанная норма является прогрессивной. Вместе с тем на практике применения могут возникнуть дискуссии относительно толкования, какие же корпоративные споры возникают из договора, и соответственно какие могут быть переданы на рассмотрение арбитража.

В данном аспекте важным является подписание Президентом Украины и вступление в силу принятого 23.03.2017 года закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров.

Содействие национальными судами деятельности арбитража

Благоприятность национального арбитражного законодательства является одним из основных критериев, влияющих на выбор потенциальными пользователями определенной страны в качестве места для арбитража.

Сейчас действующее законодательство не имеет по-настоящему действенных норм, которые бы регламентировали предоставление украинскими судами содействия и поддержки международному арбитражу. В проекте Гражданского процессуального кодекса указанному вопросу уделено значительное внимание.

В частности, инвесторам при рассмотрении дела в национальном коммерческом арбитраже предлагаются следующие возможности. На просьбу международного коммерческого арбитража или по заявлению участника с разрешения арбитража национальный суд может содействовать арбитражному разбирательству путем:

  • Истребования доказательств.
  • Осмотра доказательств по месту их нахождения.
  • Допроса свидетеля об известных обстоятельствах в соответствии с определенным международным коммерческим арбитражем перечнем вопросов.
  • Принятия мер обеспечения доказательств, в том числе назначение экспертизы.
  • Принятия мер обеспечения иска, в том числе наложение ареста на имущество и денежные средства, установление обязательства или запрет совершать действия и тому подобное.

Предлагаемые нормы являются довольно прогрессивными. Возможная их реализация поможет популяризировать среди инвесторов национальный арбитраж как действительно эффективный способ решения споров.

Отмена судебных решений национальными судами. Признание и исполнение арбитражных решений на территории государства

Уровень отмены национальными судами арбитражных решений, а также возможность признания и реального исполнения арбитражных решений остается основным критерием для инвестора при решении вопроса о передаче спора на рассмотрение коммерческого арбитража.

Возможность недобросовестному должнику отменять арбитражные решения, а также через национальные суды отказывать в их признании и принудительном исполнении негативно влияет на уровень арбитрабельности страны. Нивелируется основная цель арбитража – быстрое и эффективное рассмотрение спора.

В проекте Гражданского процессуального кодекса предусмотрены действительно обновленные нормы, которые помогут рассмотрение указанных дел поднять на качественно новый уровень.

Прежде всего стоит обратить внимание, что дела об обжаловании решений международных коммерческих арбитражей, а также дела о признании и исполнении рассматриваются апелляционными судами как судами первой инстанции. В апелляционном порядке указанные дела будут пересматриваться Верховным Судом.

На сегодня они рассматриваются судами первой инстанции с возможностью апелляционного и кассационного пересмотра.

Такое изменение инстанционности поможет, во-первых, сократить общие сроки рассмотрения, а во-вторых, повысить эффективность.

Кроме того, проектом кодекса закреплен важный принцип, согласно которому любые неточности в тексте арбитражного соглашения или сомнения относительно его подлинности, действительности и исполнимости должны толковаться судом в пользу его подлинности, действительности и исполнимости.

На сегодня существует ситуация массового обжалования арбитражных сделок по формальным основаниям. Закрепление указанного принципа должно уменьшить и в будущем исключить признании третейских соглашений недействительными по формальным основаниям или при спорных фактических обстоятельствах, что является основанием для отмены решений арбитражных судов.

Стоит обратить внимание, что кодексом предусмотрена возможность обратиться в суд, который рассматривает дело об отмене решения третейского суда, с заявлением о предоставлении разрешения на исполнение этого же решения и просить рассмотреть его вместе с заявлением об отмене в одном производстве.

На сегодня, как правило, сначала рассматривается дело об отмене арбитражного решения, включая все стадии обжалования. Признание и предоставление разрешения на принудительное выполнение останавливается.

Лишь после рассмотрения дела об отмене начинается рассмотрение дела о признании и предоставлении разрешения на принудительное исполнение, опять же со всеми стадиями обжалования.

Как следствие, получение исполнительного листа на принудительное исполнение может затягиваться не на один год.

Указанное нововведение направлено на процессуальную экономию и значительное ускорение рассмотрения дела.

Положительным также является закрепление положения, согласно которому суд при признании и предоставлении разрешения на исполнение арбитражного решения, в котором предусмотрено начисление процентов или пени в соответствии с условиями (формулой), указывает о начислении таких процентов или пени до момента исполнения решения.

Указанная норма позволяет инвестору получить размер процентов или пени до момента фактического исполнения, а не до момента вынесения решения судом, как это есть сегодня. Окончательный размер процентов будет определять государственный исполнитель.

Сейчас предлагаемые изменения значительно повышают уровень национального арбитражного законодательства. Их успешная реализация поможет вернуть доверие инвестора к национальному арбитражу.

Лариса Побережнюк, управляющий партнер ПГ «Побережнюк и партнеры» и Роман Кобец, адвокат, юрист ПГ «Побережнюк и партнеры».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *