Одесский морской торговый порт идет на рекорд

Министерство инфраструктуры впервые обнародовало финансовые показатели работы “Одесского морского торгового порта” – крупнейшего порта страны и крупнейшего государственного стивидора. Показатели в этом году на 70% выше предыдущего, что может быть позитивно воспринято потенциальными претендентами на управление порта – или на основании концессии, или на основании приватизации.

Планы на полмиллиарда

Правительство Арсения Яценюка утвердило финансовый план госпредприятия “Одесский морской торговый порт” на 2015 г. Соответствующее распоряжение Кабмин принял на прошлой неделе, 19 августа.

В пресс-службе Мининфраструктуры уточнили, что госпредприятие “Одесский морской торговый порт” (ОМТП) является юрлицом и государственным портовым оператором, который де-юре может осуществлять перевалку грузов наравне с частными операторами. Де-факто само ГП практически не переваливает грузы, это делают частные стивидоры.

Поскольку все портовое имущество находится в ведении Фонда госимущества, при наличии его разрешения, госпредприятие ОМТП сдает частным стивидорным компаниям в аренду портовое имущество, используемое в перевалке.

Также в Одессе есть филиал Администрации морских портов Украины, который непосредственно распоряжается государственной инфраструктурой порта (например, причалами, акваториями, дорогами общего пользования).

Стивидоры могут использовать инфраструктуру на договорных условиях – при условии соблюдения прав равного доступа всех стивидоров к этому имуществу. Например, когда одним причалом могут пользоваться несколько стивидоров (сервитут).

Согласно утвержденному плану, в 2015 году ГП ОМТП должно получить 504,9 млн грн чистого дохода, что на 73,2% больше нежели в 2014 года, и на 10,4% больше, чем в 2013 году.

Позитивные показатели ожидаются и по росту чистой прибыли. В 2015 г. госпредприятие намерено ее получить 293,9 млн грн. Это в два раза больше предыдущего года и на 64,2% больше показателей 2013 года.

В 2015 г. госпредприятие планирует получить, к примеру, 111,2 млн грн от сдачи в аренду имущества, 171,6 млн грн – от курсовой разницы (часть дохода предприятие получает в валюте) и т.п.

“Одна из причин роста прибыли ГП ОМТП – это увеличение объемов оказываемых ГП услуг портового флота, услуг механизации, судоремонта, учебного комбината”, – добавил эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев.

61,7 млн грн из чистой прибыли за 2015 г. пойдут на капитальные инвестиции. Так, в 2015 году ГП ОМТП планирует направить 48,7 млн грн на модернизацию и реконструкцию активов. В частности, на реконструкцию гостиницы “Одесса” (15 млн грн), системы водоотведения и асфальтобетонной дворового покрытия (11 млн грн), автобазы – 12 млн грн).

В Мининфраструктуры говорят, что из-за отсутствия утвержденного финансового плана ГП ОМТП не мог начинать капитальные инвестиции. Но в ведомстве отметили, что ГП планирует до конца 2015 г. осуществить все запланированные на этот год капинвестиции.

30% от чистой прибыли уйдет в пользу государства – 88,2 млн грн. Остаток нераспределенной прибыли остается в распоряжении предприятия.

В дальнейшем в ОМТП ожидают существенного замедления роста чистого дохода и даже снижения чистой прибыли. Так, в 2019 году чистый доход возрастет, по сравнению с планом на 2015 год, на 4,6% – до 528,2 млн грн, а чистая прибыль снизится на 12,2%, до 258,1 млн грн.

Также уже готовится финплан ОМТП на следующий год. В Мининфраструктуры сообщили, что предварительно проект финансового плана ГП ОМТП на 2016 год уже был рассмотрен в министерстве. Сейчас предприятие дорабатывает его в соответствии с полученными замечаниями.

“Осенью документ будет подан на рассмотрение в заинтересованные органы власти”, – пообещали в Мининфраструктуры.

То ли продажа, то ли концессия

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не раз высказывал идею о необходимости приватизации государственных стивидорных компаний. В частности, в интервью РБК-Украина он говорил, что сейчас государственные стивидорные компании запрещены к приватизации.

“Необходимо, чтобы парламент проголосовал за вывод госстивидоров из списка предприятий, не подлежащих приватизации. Кабмин внес соответствующий законопроект в Верховную Раду”, – говорил министр инфраструктуры.

Не все участники рынка поддерживают приватизацию госстивидиров. Владимир Шемаев считает, что к каждому из работающих в украинских портах госстивидиров необходимо подходить индивидуально. “Где-то можно пойти по пути приватизации, где-то по пути концессии, где-то по пути государственно-частного партнерства”, – отметил Шемаев.

Он также считает, что с приватизацией ГП ОМТП не стоит спешить. “Процесс привлечений в порты частных инвестиций необходо продолжать, однако в случае ГП ОМТП, быстро приватизировать не получится из-за запутанности договорных отношений на территории порта, – сказал эксперт. – Для начала необходимо провести аудит всех заключенных этим госпредприятием соглашений об аренде имущества и договоров о совместной деятельности, чтобы ясно понимать, что именно выставляется на приватизацию или передается в концессию”.

Вместе с тем источник в ФГИ сообщил РБК-Украина, что пока вопрос о приватизации государственных стивидоров на уровне фонда не поднимался, но рассматривался вариант концессии.

“Идею о концессии Билоус (председатель ФГИ Игорь Билоус, – РБК-Украина) поддерживает. Но для ее реализации нужно новое законодательство, понятное и иностранным инвесторам в том числе. Будет законодательство – можно будет заниматься концессией”, – подчеркнул собеседник в ФГИ.

Отдает предпочтение концессии и гендиректор компании-стивидора “ТрансИнвестСервис” (порт “Южный”) Андрей Ставницер.

“Лучше концессия, чем приватизация, потому что в нынешних условиях сложно что-то продать. Подготовить к продаже можно и, если через год будет все хорошо, то можно продавать за очень хорошие деньги, – сказал Ставницер. – Концессия может быть интересна китайцам, арабам, американцам. Нам это может быть интересно, но все зависит от условий. Мы бы участвовали в таком конкурсе, если бы он был прозрачным и речь шла о законе, который гарантирует наши права”.

По мнению Андрея Ставницера, сегодня нужно адаптировать закон о концессии, довести его до ума и сдавать все в концессию. “Он не дает потенциальному концессионеру комфорта и гарантий долголетия. Согласно закону, который сейчас действует, концессия находится на уровне 2-3% в год от стоимости актива. Это недопустимая цена, она должна находится на уровне 10%. А сдавать в концессию за бесценок – верный путь кому-то сесть в тюрьму, а у инвестора могут забрать актив”, – отметил представитель рынка.

Источник в ФГИ сообщил, что пока проводилась только оценка госпредприятия “Морской торговый порт “Южный”, но не ГП ОМТП.

Напомним, в мае, в том же интервью РБК-Украина Андрей Пивоварский, говоря о передаче госстивидира ГП “Морской торговый порт “Южный”“ в частные руки, не исключал обоих вариантов – и приватизации, и концессии.

Port from Christina Smachylo

Дмитрий Уляницкий, Наталья Непряхина